Рецензия на спектакль опубликована на сайте информационно-аналитической службы "Русская народная линия" 14.05.2012
В апреле в Православном театре «Странник» состоялась премьера спектакля Владимира Уварова «Профессор держит слово». Автор пьесы, Дмитрий Орехов, считает своё произведение комедией, но в нём, как в пьесах Гоголя и Чехова, слишком много болевых точек. И плакать зрителям хочется точно не реже, чем смеяться.
Тема пьесы предельно современна: это толерантность. Профессор Спартак Иванович Мякишев заведует кафедрой прав человека, и толерантность — основная тема его лекций. Как честный человек, он и в своей личной жизни воплощает принципы, которые преподаёт в университете. Когда за его дочкой Лялей начинает весьма агрессивно ухаживать «приезжий» по имени Султан, профессор больше всего боится оказаться нетолерантным. «Ты хочешь сказать, что приезжие – не люди? - вопрошает он жену. - А как же Зураб Соткилава и Валерий Гергиев?.. А может, у него и череп неподходящий?.. Ты прости меня, Зиночка, но это чересчур… Здесь уже видна определённая дорожка. И дорожка эта ведёт не куда-нибудь, а туда! К неонацизму!»
Когда остальным членам семьи профессора становится ясно, что Султан по-настоящему опасен для Ляли, её решают спрятать. Вместе со сводным братом она должна уехать из города и переждать неприятные «ухаживания» в селе Покровском. Когда девушка вместе с братом и матерью отправляется на станцию, напористый Султан навещает профессорскую квартиру.
Встретившись с «женихом» Ляли и обнаружив, что он мало похож на Валерия Гергиева, профессор впервые забывает о заповедях толерантности и становится живым человеком: «Что-о? Лялю тебе? А это видел? Вот, кукиш с маслом?» После чего следует действительно смешная сцена, во время которой профессор, юродствуя, вопрошает «приезжего»: «Сейчас ты мне за всё ответишь…11 сентября кто устроил?!. Где и когда ты вступил в Аль-Каиду?! Как зовут твоего командира?! Где террориста №1 прячете?! Или, может быть, вы его не прячете? А где же он? Может быть, его и нету совсем?! По телевизору показывают, а его и нету?!. А на президента Ингушетии кто покушался?! Не ты?! Откройся мне, я никому не скажу! А Грибоедова кто убил? Что, тоже скажешь - не ты?! А кто моей жене на рынке гнилые помидоры подсунул?! Тоже не ты?!»
Истерика правозащитника доводит Султана до слёз, и тут его искренне становится жалко — и профессору, и зрителям. Он рассказывает грустную историю своей жизни: в семье было десять детей... тяжёлая жизнь... дядя позвал на заработки в Россию... «Куда приехал? Зачем приехал? Всюду хожу-дрожу, слушай! Скинхедов боюсь, слушай! Все на меня косятся!.. Может, кожа у меня и чёрный, но душа у меня бэлый!» Расчувствовавшийся профессор берёт с Султана слово «держать себя в руках» и предлагает ему поехать на станцию попрощаться с Лялей. После чего «гость» звонит своим многочисленным братьям «с острыми ножами» и просит их срочно собраться на той же станции...
В финале профессор остаётся один: его отец, не выдержав, улетает в Гавану, Ляля не собирается возвращаться домой, жена хочет уйти. Оказывается, что человек, призывающий объединяться «всех со всеми», не может договориться с самыми близкими людьми. Сквозной мотив пьесы — это информационное сообщение о собаках, отравленных на бульваре Трудящихся. Вместе со всем обществом профессор Мякишев скорбит о погибших животных — и не видит, что происходит с людьми под самым его носом. Не зря и Султан в беседе с профессором несколько раз повторяет, что он «нэ собака!».
В финале профессор называет «русским шовинистом» очень любопытного персонажа — дворника, дядю Рафика. В далёком прошлом он тоже был «приезжим», но почему-то призывает профессора в первую очередь «себя уважать», «стать русским». «Если мы дружно в одной стране жили, кто хотел всё уничтожить? Шайтан, вот кто! - вразумляет он и Лялиного брата. - А если теперь ты в доме своём человек, а в гостях – пёс бешеный, кому это нужно? Шайтану! А теперь скажи, душа моя, зачем они сюда едут? За деньгами?.. Но деньги – это тоже шайтан!»
«Силы добра» представлены в пьесе в лице Лялиного брата Пети и его товарища Тиши-Молчальника. Оба прислуживают в алтаре, но замечательно то, что их образы созданы не в розово-голубых тонах, а по-настоящему смешными. Тиша, например, буквально следует евангельской заповеди говорить только «да, да» и «нет, нет», а в более пространные разговоры вступает только по благословению духовного отца. Петя взволнованно рассказывает о том, как за Литургией он спас Святые Дары, когда священник упал в обморок. Ясно, что он видит в этом указание на своё «особое избранничество» и совершенно не беспокоится о батюшке, рухнувшем на пол. Вместе с Тишей он ходит на «марш против пива», а на трудные вопросы о церковной жизни неизменно отвечает: «Отцам виднее». В то же время несомненно, что и Петя, и Тиша — хорошие, нравственные ребята, гораздо более здравые, чем профессор. И верят они искренне — просто им слишком мало лет, и они горят огнём неофитства. Их образы написаны и сыграны очень честно, и поэтому - смешно.
Отсутствие «сусальности» и мёртвой догмы — одно из главных достоинств пьесы и постановки. Носителем «догмы» здесь является только противник Православия — профессор Мякишев. Конечно, актёр Сергей Галустянц попытался внутренне оправдать своего героя. Ему это удалось, поэтому в финале становится жалко и профессора. Но всё-таки догма искажённой «любви к людям» уродует в этом герое всё человеческое, и будущее его сокрыто от нас за театральной завесой.