«Театр вовсе не безделица, не пустая вещь. Есть много в мире такого, что для отдалившихся от христианства служит незримой ступенью к христианству. В том числе и театр, если будет он обращен к своему высшему предназначению».
Н.В.Гоголь

Мы ежедневно раним друг друга

(статья опубликована в газете "Известия" 25.07.2007 года)

Единственный в Петербурге Православный драматический театр «Странник» прожил первый свой сезон. Он получился маленьким—всего-то одна весна, — но насыщенным. Март — репетировали дебютный спектакль «Раскольников», в этом же зале (театр находится в здании храма на Цветочной улице) велись строительные работы: сверлили, строгали, стучали рабочие — строилась сцена, оборудовался зал. Середина апреля — премьера, приз за лучшую режиссуру на первом театральном Пасхальном фестивале в Александро-Невской лавре. Май — поездка в Оптину пустынь, выступление в Калуге на 2-м Оптинском форуме российской интеллигенции. Так сразу — содержательно и событийно — стал жить этот необычный театр. В нем все своеобразно, привычным понятиям придается новое значение. Новый взгляд на обычные вещи озвучил в беседе с корреспондентом «Известий» Людмилой  Александровой художественный руководитель Православного драматического театра «Странник» Владимир Николаевич Уваров.


Рождение театра

Православный драматический театр «Странник» органически вышел из одноименного радиотеатра при «Православном радио Санкт-Петербурга» на заводе АТИ. Духовником его является настоятель храма во имя Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ отец Иоанн Миронов. Актерский состав сложился из профессиональных петербургских православных артистов, практически все они участвовали в радиоспектаклях. А поставили мы их за два года больше двадцати. Вопрос: а не поставить ли нам спектакль на сцене — всегда витал в воздухе. И вот настал момент, когда мысли всех, кто причастен к идее возникновения православного театра в Петербурге,
сошлись в одной точке. Театр родился.

Режиссура: послушание

В определенный момент своей жизни я решил вообще уйти из театра, стал работать руками, и делал это с радостью, будто смирял себя что ли. Другу сказал: либо буду пра­вославным режиссером, либо вообще уйду из театра. Прошло около трех лет. А потом меня наш батюшка, отец Иоанн Миронов, вразумил, он сказал: «Каждый должен заниматься своим делом. Если искусство не творится как послушание Богу, то художник идет в другую сторону от света».

Искусство: ответственность

В этом месяце в театре начнется работа над новым спектаклем по повести Гоголя «Портрет». Так вот там автор говорит важную вещь: художник должен быть чище многих душою, потому что многим простится, а ему нет. Он ведь через искусство воздействует на людские души. Это ж какая ответственность лежит на литераторе, живописце, музыканте! С какой осторож­ностью надо подходить к каждому слову, к каждому движению в искусстве, потому что это может привести человека либо к падению, либо помочь преобразиться.

Репетиции: особое вдохновение

Репетиции в театре «Странник» проходят, пожалуй, так же, как и в любом другом театре, разве что здесь совершенно исключено матерное слово, скабрезные анекдотцы, сигаретный дым. Напротив — крестное знамение и молитва ни у кого не вызовут здесь недоумения. Работа в Православном театре — не просто служение, а служение Богу. А играть в Православном театре — для наших актеров душевная потребность.

Эстетизация порока

Складывается такое впечатление, что многие режиссеры, актеры уверены, что если нет сладости греха в спектакле, такого эстетского порока, то смотреть вроде бы нечего, пресно все, нет предмета для раз­говора. Действительно, когда душа опустошена, все время хочется чего-то такого, чтобы всколыхнуло все внутри от спячки. И человек тянется к греху как к допингу.

Столкновение идей

Драматургическая основа нашего первого премьерного спектакля — несколько встреч Сони Мармеладовой и Раскольникова. Это столкновение двух идей. Одна — «идея превосходства одного человека над другим» — бредовая идея, которой люди одержимы еще со времен грехопадения. Мир до сих пор живет этой идеей: кому-то нация кажется исключительной, кому-то религия, кому-то семья, кому-то я сам любимый. Это Раскольников. А Сонина идея— самопожертвование, всепрощение. И вот через Соню- то Бог и касается сердца Раскольникова.

Герой: зеркало

Раскольников живет в каждом из нас. Не все размахивали топором, но мы еже­дневно раним друг друга словом, взглядом, отношением. И все из-за чего? Кто-то нашептывает нам, что мы лучше других... И это все — раскольниковщина. Роман сей будет актуален до конца времен.

Зритель: собеседник

Наш зритель — это человек в поисках смысла жизни. И мы с ним беседуем в меру наших сил и таланта, может быть, и поймем друг друга.

 

"Известия", 25.07.2007

© 2012 Православный Театр Странник | Сайт
Наверх