«Театр вовсе не безделица, не пустая вещь. Есть много в мире такого, что для отдалившихся от христианства служит незримой ступенью к христианству. В том числе и театр, если будет он обращен к своему высшему предназначению».
Н.В.Гоголь

Театр «Странник»: Спектакль как молитва

Статья опубликована во 2-ом выпуске журнала "Вода живая" (Санкт-Петербургский церковный вестник) за 2010 год.

Православный театр «Странник» вряд ли оправдает ваши ожидания. Скорее, он их превзойдет. Если вы устали от шоу со спецэффектами, если хотите чистой классики, без так называемых «творческих экспериментов», если готовы на два часа отказаться от некоторого внешнего комфорта в пользу внутреннего, тогда вам сюда, на четвертый этаж здания храма иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на Цветочной улице.

Для театра «Странник» сейчас строится просторный зал на 240 мест, а пока он занимает чердак, где маленькая сцена, низкий потолок и списанные откуда-то деревянные кресла с дермантиновой обивкой. Сюда приходят в поисках истины. И режиссер «Странника» не пытается заигрывать с публикой. Здесь все четко: герой не может быть прав по-своему, его слова и поступки оцениваются не по земным, временным меркам. Система координат — вечность.

Спектакль «Портрет» затрагивает больную для людей творческих тему: сколько стоит талант? можно ли купить вечную жизнь за деньги? Творение Гоголя в наши дни приобретает необычный ракурс: стоит только вложить средства в раскрутку имени, и художник уже знаменит, на него один за другим сыплются заказы, теперь это назвали бы «PR-технологии». Портреты, натюрморты, пейзажи раскупают только для того, чтобы (как будто невзначай) продемонстрировать знакомым подпись в углу картины: это «тот самый, о котором столько говорят». И художник все реже вглядывается в свой старый мольберт, пытаясь в прежних набросках разглядеть отблески истинного таланта, который дается Богом.

В эпоху всеобщих займов, когда полстраны живет в кредит, в «Портрете» неожиданно и кстати всплывает образ старого ростовщика, будто призрак из прошлого. Однажды он захотел жить вечно и заплатил за это живописцу, который вложил в картину частицу собственной души. Портрет недописан, но как талантливое произведение, он начинает существовать по своим собственным, мистическим законам. И мастер уже не в силах остановить поток алчности, жадности и страсти к обогащению; ко всем, кто видит портрет, рано или поздно является тень ростовщика, как древнего искусителя, готового дать щедрую цену за сердце человека. Противостоять этой злой воле может только сила Божия. И автор портрета приносит всецелое и полное покаяние. Спустя годы он создаст главный в своей жизни шедевр, который по силе чистоты и совершенства превзойдет прежние его творения. В глубине и тишине полотна утонут все низменные страсти, глядя на него, люди забудут о власти золота, перед ним смирится любая гордыня. Ибо не человек уже в центре, а воплотившийся Бог. В финале спектакля актеры зажигают свечу перед иконой «Рождества Христова». И все встает на свои места: «Портрет» говорит не только об ответственности автора за свое произведение, он показывает пропасть между настоящим искусством и завоевавшим мир ширпотребом.

Православный театр «Странник» сегодня, пожалуй, можно назвать альтернативой современному светскому театру. И дело не только в том, что спектакли его идут под крышей действующего храма (что кому-то может показаться кощунственным). Это не зрелище, не позорище, о котором критично отзывался в начале прошлого века Иоанн Кронштадтский. «Странник» возрождает традиции постановок времен святителя Димитрия Ростовского. Было время, когда духовные лица на приходах одобряли подобные представления и не гнушались принимать в них участие. И здесь нет случайных лицедеев, все — люди верующие, профессиональные актеры, перед которыми однажды встал вопрос о богоугодности их профессии. После духовных исканий и метаний они собрались под одной крышей, чтобы послужить Богу и ближнему. Поэтому в репертуаре «Странника» произведения русских классиков и современных православных авторов. А игра актеров неуловимо отличается от той, которую мы зачастую привыкли видеть. Прежде всего потому, что сцена здесь — не средство самовыражения, а артисты не любуются собой, не стремятся выставить себя в выгодном свете, но оттеняют друг друга. В этом театре нет «звезд» и солистов, актеры действуют органично и слаженно, потому внимание зрителя не ослабевает ни на секунду. На сцене «Странника» нет ничего постороннего, каждая деталь несет свою смысловую нагрузку. Грамотно выставлен свет, а музыкальное сопровождение не выбивается из общей канвы. Режиссер показывает, что православный театр — не значит самодеятельный. Халтура тут недопустима.

Театр «Странник» очень любят дети. Спектакль «Аленький цветочек» с нового года перебрался на сцену «Мюзик-холла». Только потому, что небольшой зрительный зал в храме на Цветочной улице часто не мог вместить всех желающих. Сказку Аксакова почти не адаптировали под современного юного зрителя. Заказ средней дочери купца — «тувалет из хрусталю восточного» — вызывает неизменный взрыв смеха. Но что есть по сути бездушные зеркало и «венец из камениев самоцветных» (заказ самой старшей сестры) по сравнению с живым аленьким цветочком для младшей дочери? Наверное, именно сейчас, когда балом правит «гламур», нашим детям необходимо показать эту разницу. И актеры «Странника» прекрасно с этим справляются. Младшая дочь — простушка, по мнению собственных сестер, которой не интересна ни мода, ни внешний блеск, неожиданно становится хозяйкой царского чертога. А чудище лохматое, безобразное превращается в сказочного принца.

«Аленький цветочек» — не старая сказка на новый лад. Сегодня нам почему-то упорно пытаются доказать, что все изменилось. Что цели добивается только тот, кто идет по головам, что ради собственного блага можно поступиться чем угодно, что целомудрие — пережиток прошлого, что нужно прежде всего любить себя. Но в постановке «Странника» есть место жертве и невинности, верности и истинной любви, той любви, которая сначала толкает младшую дочь, казалось бы, на верную гибель, но которая в итоге воскрешает и преображает дорогое ей существо.

Постановки «Странника» нельзя назвать приторно-умилительными. В них Свет непременно побеждает Тьму, но прежде герой должен принести покаяние. Спектакли «Ночь» и «Раскольников» о том, как правильно страдать. Испытывая невыносимые душевные терзания, герои, преступая через собственную гордость, через собственное маловерие и отчаяние, учатся смирению и молитве. Их пример становится уроком для зрителей: мало кого спектакли оставляют равнодушными. «Странник» требует безусловной собранности, при этом бережно настраивает тайные струны человеческой души, помогая приводить в порядок мысли и чувства.

Сейчас «Странник» готовит новый спектакль по роману известного драматурга Людмилы Разумовской. На примере нескольких семей он повествует о судьбе русского народа в XX веке, начиная с февральской революции и до наших дней. Это и трагедия Патриарха Сергия, и культ личности Сталина, и сразу несколько войн — от Великой Отечественной до вооруженного конфликта в Чечне, и эпоха духовного вакуума, которая обернулась растерянностью общества и потерей национальной идеи. Премьера «Русского остатка» состоится в Петербурге в конце марта, в дни проведения Четвертого православного театрального пасхального фестиваля.

Ксения Вохминцева
Фото из архива театра «Странник»
На фото: сцены из спектакля «Раскольников»

© 2012 Православный Театр Странник | Сайт
Наверх