Театр «Странник»: Спектакль как молитва |
Спектакль «Портрет» затрагивает больную для людей творческих тему: сколько стоит талант? можно ли купить вечную жизнь за деньги? Творение Гоголя в наши дни приобретает необычный ракурс: стоит только вложить средства в раскрутку имени, и художник уже знаменит, на него один за другим сыплются заказы, теперь это назвали бы «PR-технологии». Портреты, натюрморты, пейзажи раскупают только для того, чтобы (как будто невзначай) продемонстрировать знакомым подпись в углу картины: это «тот самый, о котором столько говорят». И художник все реже вглядывается в свой старый мольберт, пытаясь в прежних набросках разглядеть отблески истинного таланта, который дается Богом.
В эпоху всеобщих займов, когда полстраны живет в кредит, в «Портрете» неожиданно и кстати всплывает образ старого ростовщика, будто призрак из прошлого. Однажды он захотел жить вечно и заплатил за это живописцу, который вложил в картину частицу собственной души. Портрет недописан, но как талантливое произведение, он начинает существовать по своим собственным, мистическим законам. И мастер уже не в силах остановить поток алчности, жадности и страсти к обогащению; ко всем, кто видит портрет, рано или поздно является тень ростовщика, как древнего искусителя, готового дать щедрую цену за сердце человека. Противостоять этой злой воле может только сила Божия. И автор портрета приносит всецелое и полное покаяние. Спустя годы он создаст главный в своей жизни шедевр, который по силе чистоты и совершенства превзойдет прежние его творения. В глубине и тишине полотна утонут все низменные страсти, глядя на него, люди забудут о власти золота, перед ним смирится любая гордыня. Ибо не человек уже в центре, а воплотившийся Бог. В финале спектакля актеры зажигают свечу перед иконой «Рождества Христова». И все встает на свои места: «Портрет» говорит не только об ответственности автора за свое произведение, он показывает пропасть между настоящим искусством и завоевавшим мир ширпотребом.
Православный театр «Странник» сегодня, пожалуй, можно назвать альтернативой современному светскому театру. И дело не только в том, что спектакли его идут под крышей действующего храма (что кому-то может показаться кощунственным). Это не зрелище, не позорище, о котором критично отзывался в начале прошлого века Иоанн Кронштадтский. «Странник» возрождает традиции постановок времен святителя Димитрия Ростовского. Было время, когда духовные лица на приходах одобряли подобные представления и не гнушались принимать в них участие. И здесь нет случайных лицедеев, все — люди верующие, профессиональные актеры, перед которыми однажды встал вопрос о богоугодности их профессии. После духовных исканий и метаний они собрались под одной крышей, чтобы послужить Богу и ближнему. Поэтому в репертуаре «Странника» произведения русских классиков и современных православных авторов. А игра актеров неуловимо отличается от той, которую мы зачастую привыкли видеть. Прежде всего потому, что сцена здесь — не средство самовыражения, а артисты не любуются собой, не стремятся выставить себя в выгодном свете, но оттеняют друг друга. В этом театре нет «звезд» и солистов, актеры действуют органично и слаженно, потому внимание зрителя не ослабевает ни на секунду. На сцене «Странника» нет ничего постороннего, каждая деталь несет свою смысловую нагрузку. Грамотно выставлен свет, а музыкальное сопровождение не выбивается из общей канвы. Режиссер показывает, что православный театр — не значит самодеятельный. Халтура тут недопустима.
Театр «Странник» очень любят дети. Спектакль «Аленький цветочек» с нового года перебрался на сцену «Мюзик-холла». Только потому, что небольшой зрительный зал в храме на Цветочной улице часто не мог вместить всех желающих. Сказку Аксакова почти не адаптировали под современного юного зрителя. Заказ средней дочери купца — «тувалет из хрусталю восточного» — вызывает неизменный взрыв смеха. Но что есть по сути бездушные зеркало и «венец из камениев самоцветных» (заказ самой старшей сестры) по сравнению с живым аленьким цветочком для младшей дочери? Наверное, именно сейчас, когда балом правит «гламур», нашим детям необходимо показать эту разницу. И актеры «Странника» прекрасно с этим справляются. Младшая дочь — простушка, по мнению собственных сестер, которой не интересна ни мода, ни внешний блеск, неожиданно становится хозяйкой царского чертога. А чудище лохматое, безобразное превращается в сказочного принца.
«Аленький цветочек» — не старая сказка на новый лад. Сегодня нам почему-то упорно пытаются доказать, что все изменилось. Что цели добивается только тот, кто идет по головам, что ради собственного блага можно поступиться чем угодно, что целомудрие — пережиток прошлого, что нужно прежде всего любить себя. Но в постановке «Странника» есть место жертве и невинности, верности и истинной любви, той любви, которая сначала толкает младшую дочь, казалось бы, на верную гибель, но которая в итоге воскрешает и преображает дорогое ей существо.
Постановки «Странника» нельзя назвать приторно-умилительными. В них Свет непременно побеждает Тьму, но прежде герой должен принести покаяние. Спектакли «Ночь» и «Раскольников» о том, как правильно страдать. Испытывая невыносимые душевные терзания, герои, преступая через собственную гордость, через собственное маловерие и отчаяние, учатся смирению и молитве. Их пример становится уроком для зрителей: мало кого спектакли оставляют равнодушными. «Странник» требует безусловной собранности, при этом бережно настраивает тайные струны человеческой души, помогая приводить в порядок мысли и чувства.
Сейчас «Странник» готовит новый спектакль по роману известного драматурга Людмилы Разумовской. На примере нескольких семей он повествует о судьбе русского народа в XX веке, начиная с февральской революции и до наших дней. Это и трагедия Патриарха Сергия, и культ личности Сталина, и сразу несколько войн — от Великой Отечественной до вооруженного конфликта в Чечне, и эпоха духовного вакуума, которая обернулась растерянностью общества и потерей национальной идеи. Премьера «Русского остатка» состоится в Петербурге в конце марта, в дни проведения Четвертого православного театрального пасхального фестиваля.
Ксения Вохминцева
Фото из архива театра «Странник»
На фото: сцены из спектакля «Раскольников»