«Театр вовсе не безделица, не пустая вещь. Есть много в мире такого, что для отдалившихся от христианства служит незримой ступенью к христианству. В том числе и театр, если будет он обращен к своему высшему предназначению».
Н.В.Гоголь

Кто станет "свидетелем"?

Рецензия Ольги Надпорожской на спектакль "Свидетель" опубликована на сайте информационно-аналитической службы "Русская народная линия" 22.05.2012

Художественный руководитель театра «Странник» Владимир Уваров поставил уже два спектакля по пьесам Дмитрия Орехова: «Профессор держит слово» и «Свидетель». Спектакль «Профессор держит слово» — недавняя премьера, «Свидетель» идёт в театре уже полтора года. За пьесу «Свидетель» Дмитрий Орехов получил литературную премию имени Сергия Нилуса. 

Главный герой пьесы «Свидетель» — молодой иеромонах, отец Кирилл. Он находится под впечатлением мученической смерти отца, тоже священника: неизвестный застрелил его прямо в храме. Именно после этого молодой человек принимает постриг и начинает истово проповедовать иноверцам, бесстрашно обличая их и называя фанатиками и «слугами тьмы». Когда ему запрещают миссионерскую работу, отец Кирилл подаёт прошение о переводе в Ставропольскую епархию, в Чечню. По его собственному признанию, он хочет повторить судьбу отца. «Да в чём же грех, если я хочу быть свидетелем Христа?! - вопрошает он правящего архиерея. - Разве Ангелы на Небесах не радуются каждому новому мученику? Разве мученичество — не великий жребий от Господа, к которому всегда стремились христиане?» Но мудрый архиерей принимает другое решение: послать горячего батюшку на дальний приход, в деревню, где миссионерская деятельность важна не меньше, чем среди иноверцев.

Вскоре батюшку навещает сомнительный гость по имени Харза: с первого взгляда становится ясно, что он связан с уголовщиной. Отец Кирилл встречает Харзу по-христиански и даже омывает ему больные ноги. Услышав, что в прошлом батюшка был рок-музыкантом и что отец его был убит, прожжённый Харза понемногу начинает проникаться к нему уважением. Проповедь отца Кирилла против воли Харзы касается его сердца. «... В гробу у него было такое светлое лицо, - вспоминает батюшка о покойном отце. - Словно он очень счастлив — там! И тогда я понял, что Бог благ, и блажен человек, который получает его венец!» «Блажен человек, говоришь...» - задумчиво повторяет Харза. «По-гречески «мученик» - не тот, кто мучается, - продолжает отец Кирилл. - «Мученик» - свидетель. Свидетель Христа. А свидетель Христа прямо в рай идёт... Какие бы ты грехи не совершил, всё прощается!..»

Понемногу перед зрителями приоткрывается и тайна Харзы: он оказывается членом банды, которая занимается грабежом храмов. Но когда за Харзой приходят подельники и пытаются увести с собой, священник неожиданно наставляет на них ружьё. Отец Кирилл видит в отталкивающем Харзе человека — и Харза раскрывается ещё больше, рассказывает батюшке историю своей жизни, по сути, исповедуется. Оказывается, что на его совести не только бесчисленные грабежи, но и убийство монаха.

Взаимное доверие отца Кирилла и Харзы растёт, как это и бывает между духовником и исповедником. И, когда в дом вновь врываются бандиты, герои неожиданно меняются ролями: теперь Харза встаёт на защиту отца Кирилла. Он не позволяет грабителям забрать фамильный образ Спасителя — и падает, сражённый пулей недавнего подельника.

Мучеником и свидетелем Христа оказывается не романтичный священник, а разбойник, никогда не помышлявший о такой кончине. Искренние, но оторванные от реальности проповеди отца Кирилла так и остаются словами, и не зря архиерей недавно подозревал его в «прелести». Но матёрый преступник, убийца всем сердцем принимает эти слова и Того, Кто стоит за ними. Харза свидетельствует о своей вере не словом, а делом — и оказывается готовым вступить в Царство Небесное. А священнику ещё предстоит потрудиться на земле...

В этой истории есть что-то от «легенд» Николая Лескова. Перед нами, по сути, притча, в которой два героя-антипода совершают свой путь к Богу — и преуспевает на этом пути не праведник, но грешник.

Краеугольный камень спектакля — это монологи Харзы, которого без капли лжи играет заслуженный артист России Валерий Пигаев. У Харзы сильно болят ноги, и актёр не забывает об этом ни на секунду, проносит боль через всё действие. При этом очевидно, что душа Харзы страдает ещё сильнее: она «в муках рождения», поэтому боль постоянно нарастает. И только после финального выстрела умирающий герой констатирует: «Ноги совсем не болят. Всё время болели, а теперь не болят». Он умирает с Божьим именем на устах и идёт на встречу с Создателем лёгким шагом. А значит, разрешилась от мук и его душа.

Ольга Надпорожская

Русская народная линия, 22.05.2012

 

Картина приносит владельцам ОДНИ НЕСЧАСТЬЯ

28 октября в драматическом театре «Странник» при храме на Цветочной улице - премьера спектакля "Портрет". В декабре его, а также спектакль «Раскольников» труппа представит на международном театральном форуме "Золотой Витязь" в Москве.

В повести «Портрет» Гоголь отразил сущность православного искусства. Художник несет огромную ответственность за то, что делает. Искусство имеет определенное влияние на душу творца. Ему нужно жить, не потакая прихотям. Кому много дано, с того много спросится. В спектакле философском и отчасти мистическом мы и попытались передать идею повести, - говорит режиссер театра Владимир Уваров.

Герой повести - молодой талантливый художник живет в бедности. Однажды он купил завалявшийся в лавке портрет

ростовщика с демоническим взглядом. В раме за холстом оказались ассигнации на крупную сумму. Став в одночасье богатым, герой решает, что именно деньги и ремесло принесут ему славу, Он снимает роскошный дом и начинает рисковать портреты вельмож и портретики на заказ. К нему приходит

© 2012 Православный Театр Странник | Сайт
Наверх